Инвестиционный проект (бизнес-план) составляется на бумажном носителе и в электронном виде и должен содержать следующие данные:
Резюме, представляет собой краткий обзор бизнес-плана.
Описание предприятия - история развития, существующая ситуация, описание сильных и слабых сторон предприятия, первоначальные и настоящие цели компании; перечень основных владельцев, показатели финансовой эффективности деятельности предприятия за последние три года и пр.
Описание отрасли и рынка. Данный раздел должен содержать следующую информацию: перечень основной продукции и услуг, предлагаемых данной отраслью; сезонность; географическое положение рынка (локальный, региональный, национальный, международный); общий объем продаж по отрасли и тенденции изменения рынка; данные независимых экспертов, оценивающих конъюнктуру рынка, опубликованные прогнозы будущего развития рынка; перечень основных конкурентов: доля рынка, принадлежащая конкурентам и пр.
Сущность проекта. Определяются основные цели предлагаемого к реализации проекта. Приводится характеристика продукции или услуг, которые будут производиться предприятием по завершении проекта. Функциональное назначение продукции.
Производственный план: описание технологического процесса, требования к квалификации и наличию персонала, производственная программа, расчет издержек производства.
Маркетинговый план. Целью данного раздела является подтверждение возможности реализации запланированных объемов продукции. Должны быть отражены следующие вопросы: методы стимулирования продаж (ценовое стимулирование продаж – используемые концепции ценообразования) - расчет и обоснование цены, ценовая политика предприятия в зависимости от действий конкурентов, а так же ценностное стимулирование продаж – разработка фирменного стиля и торгового знака (брендирование), продвижение бренда – реклама, предоставление бесплатных образцов потенциальным покупателям, участие в выставках; схема распространения товара: основные покупатели, расположение собственных складов и магазинов (при наличии) и магазинов потенциальных контрагентов, через которые будет осуществляться розничная реализация, транспортировка, оптимальные размеры заказов; применяемая форма оплаты: рассрочка платежа, предоплата; организация послепродажного и сервисного обслуживания; контроль за эффективностью системы распределения; анализ конкурентоспособности предприятия.
Календарный план выполнения работ в рамках проекта должен включать прогноз сроков действий (мероприятий) и потребности в финансовых ресурсах для их реализации.
Финансы и анализ проектных рисков. В данном разделе необходимо представить подробные данные об источниках и направлениях, а также способах и сроках возврата инвестиций (в качестве источников финансирования, кроме средств инвестора, рекомендуется рассмотреть привлечение кредитных средств, лизинг оборудования, способы обеспечения – залог, гарантия и др.), анализ чувствительности проекта:
Отчет о прибылях и убытках - отражает операционную (производственно-хозяйственную) деятельность предприятия в определенные периоды планирования (месяц, квартал, год).
Балансовая ведомость - отражает финансовое состояние предприятия в конкретный момент времени.
План денежных потоков (Кэш-Фло/Cash-flow) - предназначен для определения, текущего остатка наличных средств на счете предприятия.
Приложения. В приложения включаются документы, которые могут служить подтверждением или более подробным объяснением сведений, представленных в бизнес-плане. К таковым могут относиться следующие:
биографии руководителей предприятия или проекта, подтверждающие их компетенцию и опыт работы;
результаты независимых маркетинговых исследований;
подробные технические характеристики продукции, план предприятия;
гарантийные письма или контракты с поставщиками и потребителями продукции;
договоры аренды, найма, лицензионные соглашения;
заключения служб государственного надзора по вопросам экологии и безопасности;
статьи из журналов и газет о деятельности предприятия, отзывы авторитетных организаций.